Особенности татарского национального костюма

Татарский костюм Без рубрики

Татарский костюм. Много ли мы знаем о татарской народной одежде, о том, как одевались раньше горожанки и крестьянки? Каким образом в национальном костюме сочетались древние традиции одежды наших прабабушек и модные веяния времени?

Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм мы можем увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов, например, такого, как Татарский ансамбль песни и танца. Но и здесь костюм в основном театрализованный, не традиционно народный, поскольку создан художниками как торжественный, праздничный наряд, иногда соответствующий вымышленному сказочному образу.

В действительности же национальный костюм богаче, разнообразнее. Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды, летнего зноя или зимнего холода, жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью. Важную роль играют художественные вкусы и религиозные воззрения.

Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. Например, костюм казанских татар отличается от костюма татар-мишарей, приуральских, сибирских татар. Различия сформировались в течение столетий и сохранялись до начала XX века. Однако к этому же времени складывается единый — общий для всех групп татар комплекс татарского национального костюма. За его образец был взят городской костюм казанских татар с чертами своеобразий и элементами одежды, присущими для костюма татар в каждой из областей —Оренбургской, Нижегородской, Ульяновской, Уфимской и других. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк — традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом. В комплекс костюма входили также камзол — жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Различными были формы головных уборов: такья — полусферической формы шапка с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха и тканей. Костюм дополнялся узорной обувью — ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и других материй с каблуками и без каблуков.

Классически традиционный комплекс татарского народного костюма складывается с середины XVIII века, но характерный, дошедший до нас его облик относится к более поздним временам — XIX — началу XX вв. Большинство их сохранилось в деревенских сундуках наших бабушек или в собраниях музеев.

Ансамбль женского костюма был наряден и в то же время удобен, практичен. Его основной элемент — платье, татарский кульмэк: свободного покроя, не сковывающее движений и мягко окутывающее стан. Оно расширялось книзу и завершалось рядами широких оборок и воланов, придавая фигуре выразительный силуэт. С ним использовался богатый набор предметов и деталей одежды, из которого можно было подобрать различные комплекты в зависимости от предназначения костюма. Обычно поверх женского платья всегда надевался камзол. Это был длинный жилет, облегающий тело до талии и свободно спускающийся вниз. Он шился с коротким рукавом, но чаще без рукава, или же с длинным рукавом, но в таком случае это был казакин.

Татарский костюм

Камзолы шили из плотных, фактурных тканей, таких, как бархат, парча, сукно, а также из шелка, тафты, а платья из более легких и менее дорогих материй — сатина, шелка, атласа или же из той же ткани, что и камзол. Платье по цвету чаще было однотонным и имело короткий стоячий ворот, а также вырез на груди, который закрывался специальным нагрудником — изю. Он украшался вышивками, аппликацией, драгоценными ювелирными изделиями в зависимости от нарядности и дороговизны платья. Камзол, надеваемый обычно на «выход», был многоцветным. Он обрамлялся золотыми и серебряными лентами — галунами, позументом, тёсьмой, вышивкой и другими декоративными деталями.

Характерным элементом женской одежды, особенно крестьянской, были фартуки, надеваемые поверх ситцевого или сатинового платья. Они были тканые, многоцветные — в клетку и в полоску. Девичьи одноцветные фартуки из сатина, ситца украшались воланами на плечах и подоле и на них вышивались изящные узоры из цветочных мотивов, которые обычно располагались на груди. Даже в самую обыденную одежду татарские женщины привносили свое умение создавать красоту и свой индивидуальный художественный вкус.

Обязательным и главным элементом в женском и девичьем наряде был калфак — головной убор, который как своеобразная корона завершал весь ансамбль костюма и блистал красотою узора, расшитого золотом, речным жемчугом, низанного белым бисером, блестками. В отдельных образцах калфак украшен золотой полоской позумента с кистями, которые спускались на лоб, или вся его поверхность покрывалась аппликацией из разноцветного шелка с драгоценными вставками жемчуга. Калфаки варьировались по размерам от более крупных, спускающихся до плеч, до миниатюрных в виде декоративных наколок.

Женский и мужской костюм дополнялся узорной обувью — драгоценными сафьяновыми сапожками, которые усиливали живописную красочность наряда. Изысканность костюму придавали изящные, вышитые золотом бархатные туфельки, очень популярные среди богатых горожанок.

Татарский костюм вбирает в себя многие виды декоративного творчества народа. Это и ткачество, вышивка, золотое шитье, художественная обработка кожи. А какой костюм обходится без ювелирных украшений? Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом костюма знати. Украшения были частью одежды: металлические пояса с крупными застежками-каптырма, массивные ажурные пуговицы, воротниковые подвески-яка чылбыры, закрепляющие ворот платья, нагрудники изю, закрывающие разрез на груди. Все они декорировались камнями и самоцветами. Немаловажную роль в костюме играла вышивка, которая располагалась на подолах и рукавах женского платья, фартуках, платках и головных покрывалах — орпэк.

Сверкающие островки драгоценного золотого шитья украшали камзолы, тюбетейки, калфачки и праздничную обувь.

Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь—хаситэ, изю, покрывала на голову и другие. Татарский костюм испытывает сильное влияние европейской одежды, он становится подверженным изменениям моды. Однако в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие.

Оцените статью
Волго-Уральский регион