Татарское ювелирное искусство

Татарское ювелирное искусство Без рубрики

Татарское ювелирное искусство. Всемирное признание получили произведения татарских ювелиров — комешче. Веками складывались и совершенствовались традиции художественной обработки металла: от изделий древнебулгарских мастеров мы можем провести нить к более поздним украшениям периода Казанского ханства и далее — к украшениям середины XVIII — начала XX века.

Татарское ювелирное искусство передавалось из поколений в поколения и не только секреты мастерства, но и инструментарий ювелиров. Ремесло это, однако, не было привилегией только мужчин. Тонкие, технически сложные украшения создавали и женщины, работавшие в селах и в Казани в Татарской слободе, где располагались кварталы с мастерскими ювелиров. Искусство мастеров-серебреников достигает здесь подлинного расцвета. Многие произведения татарских ювелиров являются настоящими шедеврами и не уступают по своим художественным достоинствам прекрасным образцам, созданным восточными и европейскими мастерами. К этим шедеврам надо отнести уникальную технику так называемой бугорчатой скани, которая не встречается в искусстве других народов нашей страны. В этой наиболее сложной и трудоемкой технике золотые и серебряные проволочки заканчивались в плоскости украшения не одинарным завитком, как, например, в плоской скани (ее другое название — филигрань), а серией завитков, образующих небольшой витой конус, который объемно выходит за плоскость украшения.

Скань (плоская — накладная и ажурная) была излюбленной техникой еще булгарских серебряных дел мастеров, которые искусно сочетали ее с зернью. Они отливали крохотные серебряные или золотые шарики, похожие на зернышки, припаивая их к плоскости украшения или друг к другу, выкладывали из них тонкие изящные узоры.
Оригинальная ажурная филигрань — сэркэ, хэрэм была присуща ювелирному искусству казанских татар. Создавая украшения в технике скани, ювелиры ковали из серебра тонкую проволоку. Из нее тянули тончайшие металлические нити через специальное приспособление, похожее на сито — такыл (волочильная доска). Перекручивали, свивали их в спирали, зигзаги, припаивали на поверхность украшаемого изделия. Из тончайших проволочек, сплетенных в жгутики, создавали также ажурный орнамент. Ажурная скань придавала изделиям особое изящество и драгоценность. Она органично сочеталась с инкрустацией изделий самоцветами, в которых проявилось также искусство огранки драгоценных и полудрагоценных камней алмаза, агата, рубина, граната, топаза и других.

В арсенал художественных средств татарских ювелиров входили также чернение по серебру — каралту, чеканка—тойма, штамповка — басма и другие техники.

Татарское ювелирное искусство и его изделия представлены в виде богатейших коллекций, хранимых в фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и ряда крупных городов Поволжья. Особенно выделяются собрания Казанского исторического музея, где хранятся несколько тысяч образцов художественного творчества татарских ювелиров. Уникальные шедевры представлены в Оружейной палате в Москве и в Музее Этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге.

Драгоценные филигранные произведения татарских ювелиров были предназначены для богатого, состоятельного заказчика. Они делались из золота и серебра, украшались дорогими камнями. Более дешевые, рассчитанные на массовый спрос украшения создавались из низкопробного серебра, меди с применением искусственных самоцветов, цветного стекла. Они были широко распространены не только среди поволжских татар, но и среди других народов башкир, чувашей, русских, встречаются в Средней Азии и Казахстане. Большой спрос на эти ювелирные изделия татарских мастеров способствовал открытию в конце XIX века близ Казани — в селе Рыбная Слобода кустарного промысла, в котором преимущественно работали русские мастера, освоившие изготовление украшений в подражание татарским. В основном это были дешевые серьги, накосники, перстни и особенно распространено было изготовление браслетов — татарских белэзек.

Продукция ювелиров была очень разнообразна. Это различные украшения женской одежды: воротниковые подвески, нагрудные перевязи, металлические пояса, пуговицы, различные бляхи, футляры для миниатюрных коранов, застежки для камзолов и украшения нательные: серьги — алка, ожерелья муенса, накосники— чулпы, браслеты— белэзек, перстни — йозек, кольца — балдак. Большую роль в татарских украшениях играли серебряные и реже—золотые монеты. Обычно они применялись как подвески в чулпах и как бляхи в хаситэ — нагрудной перевязи и пришивались к изю. Пояса с крупными застежками и нашитыми на них бляхами, крупные ажурные и литые пуговицы были элементом мужского парадного костюма, в основном татарской знати. Но богатство форм и техник ювелирного искусства проявилось в женских украшениях. Их использование зависело от имущественного положения и возраста женщины. Одни украшения, такие, как серьги, кольца, браслеты, накосники были повседневными, носились татарками во всех случаях, другие — нагрудные и шейно-нагрудные надевались по праздничным дням и к торжествам для посещения гостей и выходов в город.

Из старинных ювелирных изделий, наиболее пышно и богато декорированных, представляет интерес нагрудная перевязь—хаситэ. Она надевалась через плечо, поверх платья, иногда камзола и представляла собой полоску ткани, под которую для создания жесткости подкладывали сукно, толстый холст или картон. На ткань нашивались различные ювелирные бляхи, подвески, самоцветы, монеты и другие изделия, в основном служившие амулетами. Они располагались по длине украшения в несколько рядов. В наиболее богатых хаситэ число рядов доходило до пяти — шести. Такая перевязь надевалась через левое плечо под правую руку. Внизу она обычно завершалась миниатюрной коранницей—коробочкой, футляр которой делался из тонкого листового серебра или золота и украшался зерневым и сканым узором. В центре располагался самоцвет — бирюза, топаз или аметист. В футляр вкладывался коран или какой-либо амулет, который должен был предохранять владетельницу от сглаза, дурных напастей и несчастий. Роль мусульманских оберегов играли также браслеты, муенса — ожерелья, о чем свидетельствуют охранительные тексты, выгравированные на их поверхности. Шумящие или звенящие при ходьбе украшения также должны были оберегать их носительниц от злых сил. Например, накосники— чулпы, составленные из крупных фигурных блях, имели шумящие подвески, которые зачастую были из монет. Их носили татарки всех возрастов, начиная с ранних детских лет. Волосы заплетались обычно в две косы и в них вплетались ленты с накосниками, которые должны были располагаться ниже талии. Самые простые чулпы состояли из крупных блях или монет в количестве от трех до пяти, привязанных к шнурку. Были и двойные накосники, так называемые чулпы с коромысликом, которые крепились к двум косам в основании головы. Вообще все украшения головы были шумящими, имели подвижные подвески.

Например, баш хаситэсе — старинное головное украшение, повязываемое вокруг головы. Оно было в виде узкой серебряной цепочки, к которой по всей длине крепились небольшие подвески. Серьги — алка традиционной формы также имели подвески. Они были листовидными и крепились к щитку, инкрустированному самоцветами.

Материал — золото или серебро, формы украшений, используемые в них камни и самоцветы имели магический и символический смысл, который переплетался с обрядностью, религией, мифологией. Некоторые из украшений, как мы уже отмечали, были амулетами и талисманами, служившими оберегами. Верили, что они приносят благополучие и счастье. Однако постепенно они теряют свой древний смысл и становятся лишь декоративными элементами одежды, символами знатности и национальной принадлежности их владельцев.

Татарское ювелирное искусство и изделия татарских ювелиров оригинальны и самобытны. Они вписали яркую страницу в историю национальной культуры татар. Великолепные по форме и совершенные по исполнению они достались нам как духовное наследие многих поколений мастеров и вошли в сокровищницу мирового искусства.

Читайте также: Татарский национальный костюм

Оцените статью
Волго-Уральский регион